Научно-исследовательская деятельность

Версия для слабовидящих

 

Научно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

·        проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

·        целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

·        самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

·        представление результатов своей деятельности и хода работы;

·        презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

·        поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

·        практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

·        выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

·        проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

 

Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению

Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

*    Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

*    Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.

*    Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

*    Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

*    Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.

*    Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

*    Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

*    Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности

Результаты научно-исследовательской деятельности школы №17

Яндекс.Метрика